Катинка Хесселинк
ИСТОРИЯ ПИСЬМА К.Х. 1900 г. к АННИ БЕЗАНТЭто письмо знаменито в теософических кругах, потому что оно было получено в 1900 г., через 9 лет после смерти Е.П. Блаватской, что делало его аутентичность предметом дебатов (для теософов). Но если оно настоящее, тогда оно доказывает, что махатмы не были выдумкой Блаватской. Есть и ещё один любопытный момент — оно было опубликовано как аутентичное Ч. Джинараджадасой в "Письмах Учителей Мудрости", вып. I., с. 123, но он не напечатал письмо целиком. Эта книга всё ещё переиздаётся Теософическим Обществом (Адьяр), но пропуски так и остаются. Джинараджадаса оправдывает пропуски тем, что эти места имеют отношение к личной жизни Анни Безант, но это не совсем верно, поскольку они также касаются функций и целей Эзотерической Секции.* Эти пропущенные отрывки бросают свет на те вопросы, касающиеся Эзотерической Секции, которые беспокоят многих современных теософов, так что большинство исследователей рассматривают это как явный случай цензуры.
__________
* Поскольку там звучит критика в адрес Э.С., это даёт дополнительные аргументы против версии подделки со стороны самой Безант. — Прим. пер.
Подлинность письма подвергалась сомнению некоторыми изучающими теософию, но немногими. Например, что касается почерка, Джеффри Барборка, известный автор-теософ, говорит следующее:
"Письмо написано почерком, соответствующим почерку махатмы Кут Хуми, хотя каллиграфия несколько отличается от писем, полученных А.П. Синнеттом."
Относительно чернил или карандаша он говорит:
"Письмо махатмы было осаждено на бумагу, а не написано от руки, так как тщательное исследование показывает, что каждая буква демонстрирует "попеременно-зернистый" эффект (как был назван некоторыми результат этого типа осаждения), особенно заметный на подчёркиваниях и перекладинах букв t. Исследование через увеличительное стекло ясно показывает меленькие горизонтальные линии, или чёрточки, образующие каждую букву, особенно заметные на второй странице факсимиле документа, будь то выше или ниже строки, в округлой букве или в прямой. Ручкой и чернилами такого типа письма добиться нельзя. Тем, кто относится к возможности такого типа осаждения скептически, стоит попробовать повторить форму одного лишь слова, или даже одной буквы "о". Над буквами "m" также имеются характерные чёрточки."*
__________
* Дж. Барборка, "Махатмы и их письма" (Geoffrey A. Barborka, "The Mahatmas and Their Letters", 1973, The Theosophical Publishing House, Adyar, Madras, India. с. 357)
Для тех, кто не знаком с историей Теософического Общества, я попытаюсь дать краткое объяснение. Осаждение — это способ, которым, как утверждают, были написаны письма махатм. Адепт создаёт мысленный образ письма, а затем чела (ученик) осаждает письмо, написанное почерком адепта, на лист бумаги. Это делается не ручкой или карандашом, а материализацией образа на бумаге оккультным способом. Физический механизм этого может быть во многом похож на современное ксерокопирование.*
__________
* Подробности см.: Ч. Ледбитер "Астральный план", гл. IV — Прим. пер.
Кроме того, есть и ещё одно загадочное явление (обычное в случае писем махатм) — осаждение совершается внутри уже посланного конверта. То есть письмо было создано уже после того, как Б.В. Мантри послал конверт, но до того, как Анни Безант открыла его.
Всё это, конечно, только добавляет таинственности. Для тех читателей, которые относятся скептически к возможности такого процесса, всегда остаётся вопрос содержания. Для меня это последний тест, но, конечно, те, кто думают, что Эзотерическая Секция должна оставаться в нынешнем виде, используют именно этот тест как доказательство того, что письмо не может быть настоящим. Истину найти трудно. Однако, знаменательно, что письма, присланные в "Eclectic Theosophist", показывают, что лишь один из изучающих заявил, что письмо, вероятно, ненастоящее, тогда как множество выразили своё удовлетворение там, что оно наконец опубликовано целиком. Среди авторов этих откликов были члены всех основных теософических организаций.